Четыре причины отправиться в Северную Осетию
Изначально мы воспринимали Северную Осетию — просто как республику на пути в Южную Осетию. Но там нам так часто говорили, что все самое интересное находится “на Севере” и что в наиболее чистом виде осетинская культура сохранилась именно там, что мы не могли не заинтересоваться…
Святилища — обители духов
Святилице Реком. Фото: Тимур Агиров.
Одно из самых значимых святилищ в Осетии — Реком. Это святилище Уастырджи — покровителя войнов и путников. Святилищем является вся поляна, здание — лишь хранилище артефактов. Входить в него может только «старший» (жрец).
Жизнь простого осетина пропитана древней культурой: мало кто здесь отправится в путь, не помолившись покровителю путников Уастырджи, или уйдет на охоту, не вспомнив Афсати — хозяина диких стад. Осетинам, в отличие от большинства народов Кавказа, удалось сохранить традиционную религию, которая гораздо древнее христианства и ислама. Она восходит своими корнями к авесте — знанию древних иранцев. Повсюду в горах Осетии вы будете встречать святые места (вершины гор, рощи или вообще ничем не примечательные уголки), куда люди приходят, чтобы общаться с Богом.
Уроки застолья
Застолье в горах Осетии. кадр из кинофильма «Чермен» (1970 г.)
Осетины никогда не строили храмов. Передача сакральных знаний происходила и происходит во время кувда – ритуального застолья.
Участие в этом ритуале непросто дается человеку другой культуры. Но некоторое душевное усилие в сочетании с ритуальным осетинским пивом могут дать вам бесценный опыт. Если в течение путешествия по Осетии вы будете принимать участие в застольях ежедневно, то в вас вполне может сформироваться особая культура поведения и восприятия застолья. Вернувшись домой, вы уже не сможете осушить стакан вина, не сказав тоста, и не позволите себе сказать тост, не выслушав старшего.
Рассаживаются за осетинским столом в соответствии с возрастом — хистар (“старший” в пер. с осетинского) сидит во главе стола, остальные в соответствии с возрастом — самые младшие в самом конце стола.
Тосты произносит хистар, остальные участники застолья по очереди повторяют смысл тоста, донося его младшим — в противоположный конец стола. Иногда стол такой длинный, что младшие физически не могут слышать старшего, — тогда становится понятен практический смысл ритуала.
Впрочем есть и сакральный смысл — повторив тост старшего, каждый участник застолья осушает свой стакан (в редких случаях рог), придавая силы сказанному. Магический ритуал!
Тост в Осетии — это скорее молитва. О чем молятся? Кому молятся? Первый тост — Богу всех богов Хуыцау (произносится Хсау), затем обращаются к Уастырджи, затем к прочим богам… Вспоминают предков, благодарят женщин, желают детям расти достойными членами общества…. В конце желают участникам застолья божьей благодати (“фарн”), изобилия (“баэркат”), а затем просят защиты от Уастырджи — покровителя путников, ведь многим участникам застолья предстоит сесть за руль внедорожников и вернуться из далекого горного святилища на равнину, в город — к своим семьям…
Застолья в Осетии иногда кажутся бесконечными, ведь каждый участник должен повторить каждый тост хистара. А тостов бывает много! Поэтому роль “старшего”, руководящего ритуалом очень важна. Хороший мастер застолья и традицию соблюдёт, и атмосферу лёгкости и веселья создаст.
Осетинские пироги
Правильно разрезать пироги — часть ритуала. Пирог нельзя вращать, и разрезают всегда на 8 частей, причем разрезы делаются в строго установленном порядке, имеющем сакральный смысл.
Национальные пироги – по праву предмет гордости осетин! Не так-то просто сделать настоящий осетинский пирог. Начинки должно быть много, а тесту полагается быть очень тонким. Лишь опытная хозяйка, с детства пекущая пироги, справится с такой задачей.
Осетинские пироги – это не просто национальная еда, это ритуальное блюдо. К праздничной трапезе в Осетии не приступают до молитвы, произносимой старшим. На стол всегда подают по три круглых пирога. Круг – символ бытия. Три пирога, лежащие друг на друге, олицетворяют структуру мироздания.
Знаменитые осетинские “три пирога”, лежащие на столе, – это способ сохранить древний образ мироздания, передать знание североиранских предков современным осетинам.
“Второе место в мире занимает…”
На берегу реки Мидаграбиндон расположен «Городок мертвых» — комплекс из 97 склепов различного типа. Начало строительства комплекса датируется XVII-ым веком; последние захоронения — первой третью XIX-го.
В Северной Осетии расположен один из самых высоких водопадов Европы — Большой Зегалан. Его высота более 600 метров. Он расположен в так называемой Мидаграбинской подкове, в верховьях реки Мидаграбиндон, где прямо с ледников Главного Кавказского хребта срываются вниз десятки водопадов.В Северной Осетии расположен один из самых высоких водопадов Европы — Большой Зегалан. Его высота более 600 метров. Он расположен в так называемой Мидаграбинской подкове, в верховьях реки Мидаграбиндон, где прямо с ледников Главного Кавказского хребта срываются вниз десятки водопадов. Также в Северной Осетии расположен самый большой некрополь на Кавказе — городок из склепов, расположенный на самом краю Даргавсской долины. Сюда в XVI веке во время эпидемии чумы уходили умирать целыми семьями. Место мрачное, но невероятно впечатляющее, особенно на фоне гор Скалистого хребта и священной горы Тбау. Также в Северной Осетии расположен самый большой некрополь на Кавказе — городок из склепов, расположенный на самом краю Даргавсской долины. Сюда в XVI веке во время эпидемии чумы уходили умирать целыми семьями. Место мрачное, но невероятно впечатляющее, особенно на фоне гор Скалистого хребта и священной горы Тбау.
Другие Статьи

Go to Top