Осетинская культура — осколок древнеиранского мира на Кавказе и одновременно страна культурной традиции, восходящей корнями к полулегендарным скифам и сарматам.
В труднодоступных горных ущельях, осетины в смутные времена средневековья сохранили и весьма экзотичным образом развили древние представления о мироздании и месте человека в нем. Эти знания передаются из поколение в поколение через застольные ритуалы, общинный танец симд, выпекание знаменитых осетинских пирогов и нартский эпос.
Несмотря на древние корни осетинского этноса, нация начала формироваться в конце XIX — начале XX века. В это время появилась осетинская письменность и литература, произошел бурный экономический рост, что сформировало интеллигенцию, которая начала накапливать и систематизировать знания по истории и этнографии осетин и их аланских предков. Национальную республику создали в 1936 году. Но это не было финальной точкой в истории...
Несмотря на древние корни осетинского этноса, нация начала формироваться в конце XIX — начале XX века. В это время появилась осетинская письменность и литература, произошел бурный экономический рост, что сформировало интеллигенцию, которая начала накапливать и систематизировать знания по истории и этнографии осетин и их аланских предков. Национальную республику создали в 1936 году. Но это не было финальной точкой в истории.
В этих краях XX век был очень непростым: революция 1917 года и гражданская война, передел Терской области, (в которую входила большая часть территорий современного Северного Кавказа) со столицей во Владикавказе на Автономные Советские Социалистические Республики по этническому признаку. Увеличение территории Северной Осетии за счет отчуждения Пригородного района от Чечено-Ингушетии в 1944 году и в итоге конфликты с ингушами в 80-ые и 90-е годы. В таких условиях у нации должны быть железобетонные аргументы для обоснования своего права на землю и вообще на жизнь. На Кавказе самым весомым аргументом является древность своего проживания на данной территории.
Таким основанием стала теория Миллера — Абаева (ее подтверждают и более поздние авторитетными исследователи) о скифо-сармато-аланском единстве и о культурном родстве осетин с ними. По современным научным представлениям ирано-язычные племена скифов (в VI веке до н.э), а затем сарматов (в III веке до н.э.) заселили степи к северу от Кавказских гор и стали активно влиять на культуру соседних горцев — носителей кобанской археологической культуры. С I века упоминается племя Алан, которое в VI веке консолидировало сарматские племена в единую нацию и создало одно из мощнейших государств в регионе.
Государство разгромили монголы в 1239 году и включили в состав Золотой Орды. А затем практически все равнинное и часть горского населения уничтожил Тамерлан в 1395 году во время войны с законным правителем Золотой Орды Тохтамышем. Тогда-то, в разобщенных ущельях: от Дигории на западе до Терека на востоке начинает формироваться осетинский этнос.
Последние ДНК-исследования показывают, что генетически подавляющее большинство осетинских фамилий (кланов) являются аборигенными, то есть до-аланскими жителями центрального Кавказа.
В этих краях XX век был очень непростым: революция 1917 года и гражданская война, передел Терской области, (в которую входила большая часть территорий современного Северного Кавказа) со столицей во Владикавказе на Автономные Советские Социалистические Республики по этническому признаку. Увеличение территории Северной Осетии за счет отчуждения Пригородного района от Чечено-Ингушетии в 1944 году и в итоге конфликты с ингушами в 80-ые и 90-е годы. В таких условиях у нации должны быть железобетонные аргументы для обоснования своего права на землю и вообще на жизнь. На Кавказе самым весомым аргументом является древность своего проживания на данной территории.
Таким основанием стала теория Миллера — Абаева (ее подтверждают и более поздние авторитетными исследователи) о скифо-сармато-аланском единстве и о культурном родстве осетин с ними. По современным научным представлениям ирано-язычные племена скифов (в VI веке до н.э), а затем сарматов (в III веке до н.э.) заселили степи к северу от Кавказских гор и стали активно влиять на культуру соседних горцев — носителей кобанской археологической культуры. С I века упоминается племя Алан, которое в VI веке консолидировало сарматские племена в единую нацию и создало одно из мощнейших государств в регионе.
Государство разгромили монголы в 1239 году и включили в состав Золотой Орды. А затем практически все равнинное и часть горского населения уничтожил Тамерлан в 1395 году во время войны с законным правителем Золотой Орды Тохтамышем. Тогда-то, в разобщенных ущельях: от Дигории на западе до Терека на востоке начинает формироваться осетинский этнос.
Последние ДНК-исследования показывают, что генетически подавляющее большинство осетинских фамилий (кланов) являются аборигенными, то есть до-аланскими жителями центрального Кавказа.
Научные исследования археологов, историков, этнографов, филологов в XIX–XX веках дали новый толчок развитию народной осетинской традиции несмотря на глобализацию. В наших турах мы знакомимся с осетинской культурой через ритуалы и встречи с наиболее яркими энтузиастами культуры. Общение для нас — не только разговоры, но и совместное действие — испечь осетинские пироги, научиться танцевать, сыграть или спеть с местными фолк-музыкантами.
Куда поехать? В горы!
Осетинские горы самые доступные для путешественников — всего за полтора часа от аэропорта по отличной асфальтированной дороге, без специальных пропусков и разрешений можно доехать до подножья Главного Кавказского хребта в районе Алагира. В этих местах сформировался осетинский этнос и расположено большинство средневековых башен и святилищ.
01
Самый большой на Кавказе комплекс средневековых склепов «Город мертвых» у села Даргавс.
Фото Антона Агаркова
Фото Антона Агаркова
02
Мидаграбинские водопады. Самый высокий из них, Большой Зейгалан, перепад высот состаляет более 600 метров.
03
Средневековые оборонительные башни и руины поселений.
Замок Ханаз в Дигории.
Фото Антона Агаркова
Замок Ханаз в Дигории.
Фото Антона Агаркова
04
Живописные долины и скалы.
В национальном парке Алания.
Фото Александра и Натальи Федосовых
В национальном парке Алания.
Фото Александра и Натальи Федосовых
05
Живописные долины и скалы.
Над Куртатинским ущельем.
Фото Дмитрия Лемешева
Над Куртатинским ущельем.
Фото Дмитрия Лемешева
06
Живописные долины и скалы.
Караугомский ледник.
Фото Антона Агаркова
Караугомский ледник.
Фото Антона Агаркова
07
Святилище Реком, где в третью субботу июня проводят ежегодный религиозный праздник.
А что во Владикавказе?
Владикавказ по духу похож на европейский город, практически Санкт-Петербург, только не на Неве, а на Тереке и в горах. Со всеми вытекающими последствиями: видом на Кавказ, темпераментным вождением, модой на мокасины и спортштаны, вкраплением национальных узоров в повседневность, хипстерами и престарелой творческой интеллигенцией. О европейских городах напоминает богатство культурной жизни: множество музеев, театров (в том числе уникальный конно-драматический театр «Нарты»), арт-пространство «Портал», Государственный центр современного искусства. Трамвай на пешеходной улице и один из немногих на Кавказе цельных центров города с исторической застройкой.
01
Проспект Мира во Владикавказе.
Фото Тимура Агирова
Фото Тимура Агирова
02
Сунитская мечеть Владикавказа.
Фото Тимура Агирова
Фото Тимура Агирова
03
Армянская церковь Владикавказа.
Особняки
Среди особняков попадаются настоящие шедевры русского модерна, а истории некоторых зданий и их владельцев достойны полноценных рассказов. Некоторые исторически-значимые здания города: первый на Северном Кавказе драматический театр и музей, особняк Александры Аксеновой, где в 1906 году компания «Пате» открыла кинотеатр, особняк Оганова — самый яркий пример стиля модерн в городе.
Среди особняков попадаются настоящие шедевры русского модерна, а истории некоторых зданий и их владельцев достойны полноценных рассказов. Некоторые исторически-значимые здания города: первый на Северном Кавказе драматический театр и музей, особняк Александры Аксеновой, где в 1906 году компания «Пате» открыла кинотеатр, особняк Оганова — самый яркий пример стиля модерн в городе.
01
Памятник Пушкину работы Владимира Соскиева.
02
Игроки в нарды.
03
Памятник генералу Исе Плиеву.
Памятники
Такого изобилия памятников нет ни в одном другом городе Северном Кавказа. Буквально все, что связано с историей города, здесь отображают в скульптуре. Пушкин провел во Владикавказе два дня и описал осетинские похороны в «Путешествии в Арзрум» — получите памятник на пересечении проспекта Кирова и улицы Миллера: Александр Сергеевич на таратайке, запряженной волами, жмется от холодного ветра. Жаль, что мало кто из жителей города оценил смелость художника.
Более понятен и ожидаем памятник Булгакову на проспекте Мира. Во Владикавказе будущий классик обратился к драматургии. Кроме автора «Мастера и Маргариты», на том же проспекте стоит писатель Сека Гадиев, сидит поэт Коста Хетагуров, охраняет порядок безымянный городовой, указывает на место будущего аула Дзауг Бугулов — сооснователь Владикавказа, опирается на трость Вахтангов, рядом с домом, где он родился и вырос и тренируется герой нартского эпоса Сослан. При этом все памятники органично вписаны в городскую среду. Не переживайте, памятник Ленину тоже есть.
«Портал»
Арт-пространство «Портал» выросло из андеграундного сквота художников. Долгое время «Портал» располагался в недостроенном здании Национального музея. Затем музей достроили и арт-пространство возродилось уже в новом качестве на месте заброшенных ремонтных мастерских. Интересно, что «Портал» стал значимым не только в республиканском масштабе, но это было и есть самое яркое явление современной молодежной культуры на Северном Кавказе.
Изначальная идея участников — выражение осетинской традиции с помощью современных художественных форм: каллиграфии, трафаретов, граффити, развитие интереса молодежи к национальной культуре и создание творческого пространства, в котором вырастали бы новые поколения художников.
Государственный центр современного искусства
Самый яркий проект ГЦСИ — ежегодный международный художественный симпозиум «Аланика». Месячная арт-резиденция объединяет известных художников (в основном русскоязычных) одной темой. Она каждый год разная, но всегда как-то связана с Кавказом. В результате симпозиума художники создают серию арт-объектов в городе и в здании ГЦСИ. Круглый год в музее проводят выставки осетинских художников-авангардистов, устраивают встречи и воркшопы.
Такого изобилия памятников нет ни в одном другом городе Северном Кавказа. Буквально все, что связано с историей города, здесь отображают в скульптуре. Пушкин провел во Владикавказе два дня и описал осетинские похороны в «Путешествии в Арзрум» — получите памятник на пересечении проспекта Кирова и улицы Миллера: Александр Сергеевич на таратайке, запряженной волами, жмется от холодного ветра. Жаль, что мало кто из жителей города оценил смелость художника.
Более понятен и ожидаем памятник Булгакову на проспекте Мира. Во Владикавказе будущий классик обратился к драматургии. Кроме автора «Мастера и Маргариты», на том же проспекте стоит писатель Сека Гадиев, сидит поэт Коста Хетагуров, охраняет порядок безымянный городовой, указывает на место будущего аула Дзауг Бугулов — сооснователь Владикавказа, опирается на трость Вахтангов, рядом с домом, где он родился и вырос и тренируется герой нартского эпоса Сослан. При этом все памятники органично вписаны в городскую среду. Не переживайте, памятник Ленину тоже есть.
«Портал»
Арт-пространство «Портал» выросло из андеграундного сквота художников. Долгое время «Портал» располагался в недостроенном здании Национального музея. Затем музей достроили и арт-пространство возродилось уже в новом качестве на месте заброшенных ремонтных мастерских. Интересно, что «Портал» стал значимым не только в республиканском масштабе, но это было и есть самое яркое явление современной молодежной культуры на Северном Кавказе.
Изначальная идея участников — выражение осетинской традиции с помощью современных художественных форм: каллиграфии, трафаретов, граффити, развитие интереса молодежи к национальной культуре и создание творческого пространства, в котором вырастали бы новые поколения художников.
Государственный центр современного искусства
Самый яркий проект ГЦСИ — ежегодный международный художественный симпозиум «Аланика». Месячная арт-резиденция объединяет известных художников (в основном русскоязычных) одной темой. Она каждый год разная, но всегда как-то связана с Кавказом. В результате симпозиума художники создают серию арт-объектов в городе и в здании ГЦСИ. Круглый год в музее проводят выставки осетинских художников-авангардистов, устраивают встречи и воркшопы.
Что поесть и как тут с алкоголем
Осетия, и особенно Владикавказ, — одно из самых вкусных мест на Кавказе, и единственная из Северокавказских республик, где можно качественно выпить. В мусульманских республиках с алкоголем «все сложно».
Из еды надо обязательно попробовать осетинские пироги с одной из 12 разных начинок: со свекольной ботвой, с картошкой, с капустой и орехами, с тыквой, с мясом. Не пропустите в меню осетинское фондю — дзыкка или местный аналог лобио — кодур.
Из еды надо обязательно попробовать осетинские пироги с одной из 12 разных начинок: со свекольной ботвой, с картошкой, с капустой и орехами, с тыквой, с мясом. Не пропустите в меню осетинское фондю — дзыкка или местный аналог лобио — кодур.
Самый традиционный и древний алкоголь в Осетии — особое домашнее пиво, которое мало напоминает привычное пиво. Его издревле готовили для религиозных праздников. Кстати, именно осетин создал крупнейшую в Россию пивную компанию «Балтика».
Самый популярный крепкий алкоголь — арака — дистиллят, который обычно делают из пшеницы. Крепость разнится от 20 до 60 градусов, в зависимости от старательности и предпочтений мастера. В каждом осетинском доме свои рецепты приготовления. Некоторые выдерживают араку в бочке по несколько месяцев, другие в стекле по несколько лет. Возможно благодаря развитой традиции домашнего изготовления дистиллятов, промышленное производство водки в 2000-е годы вышло на невероятно высокий уровень по объемам и качеству. С тех пор в Осетии стали производить лучшую в России водку.
Также в Северной Осетии творит один из лучших микро-виноделов России Константин Дзитоев. Если вы любите и понимаете вино, дегустация у Константина может стать одним из главных впечатлений в республике.
Также в Северной Осетии творит один из лучших микро-виноделов России Константин Дзитоев. Если вы любите и понимаете вино, дегустация у Константина может стать одним из главных впечатлений в республике.
полезная информация
Самолет из Москвы летит 2,5 часа, а билет стоит около 2500 рублей. Во Владикавказ можно еще прилететь из Сочи, Ростова-на-Дону и Санкт-Петербурга. Также смотрите рейсы в аэропорт Назрани (Магас). Расстояние до Владикавказа всего 50 км. Учтите, что в западную часть Северной Осетии — Дигорию, добираться одинаково как из аэропорта Владикавказа, так и Нальчика. Так что если вы собираетесь в Дигорию проверьте рейсы и в Нальчик, возможно они будут дешевле или удобнее по времени.
Поезда Москва — Владикавказ ходят два-три раза в неделю, в дороге — 1,5 суток. Также ходят поезда с черноморского побережья — из Новороссийска и Адлера.
Владикавказ стоит на Военно-Грузинской дороге и с момента основания является важной точкой на пути в Грузию и обратно. Часто путешественники попадают в Тбилиси через столицу Северной Осетии. Прилетают во Владикавказ, а потом едут по земле в Грузию, так выходит дешевле. Но и дорога не будет, скучной, а станет полноценной частью путешествия: с серпантинами, тоннелями и видами на Ушбу.
Поезда Москва — Владикавказ ходят два-три раза в неделю, в дороге — 1,5 суток. Также ходят поезда с черноморского побережья — из Новороссийска и Адлера.
Владикавказ стоит на Военно-Грузинской дороге и с момента основания является важной точкой на пути в Грузию и обратно. Часто путешественники попадают в Тбилиси через столицу Северной Осетии. Прилетают во Владикавказ, а потом едут по земле в Грузию, так выходит дешевле. Но и дорога не будет, скучной, а станет полноценной частью путешествия: с серпантинами, тоннелями и видами на Ушбу.
На горные маршруты гражданам России пропуска выдают прямо на пограничных заставах в горах. Это занимает от получаса до 1,5 часов. Главное не забудьте паспорт.
Наши туры